Привет-привет, мои хорошие!
Я помню, что обещала пост про
ярмарки. Я даже почти написала его по горячим следам прямо перед Новым годом)) Если честно, я думала об этом посте еще в июне!)) Да, вот так по долгу
могут вынашиваться задумки)) Я уже совсем бросила эту идею, потому
что непонятно было с какого края подступиться. И тут вдруг пообщавшись в
комментариях и привате с девочками поняла, что надо написать, а главное
увидела
– как написать! И вчера я все таки собрала себя в охапку и посадила за компьютер, поэтому сегодня мы таки начнем разговор о таком важном вопросе для любой рукодельницы –
участие в ярмарке.
Рано или поздно, думаю, об этом задумывается каждая
мастерица. А возможно, кто-то уже участвовал, но первый опыт оказался
печальный. Давайте поговорим об этом. Текста буде много, очень
много! )) Поэтому сразу наливаем чайку, устраиваемся поудобнее, наслаждаемся.
Сегодня снова будем просто болтать. Буду рада, если у вас появятся какие-то
вопросы, обязательно оставляйте их в комментариях. Я постараюсь рассказать все,
что знаю. Ни в коем случае, ни на что не претендую. Я хочу рассказывать о своем
опыте, и надеюсь, он будет кому-то полезен. Во всяком случае, мне в свое время
очень не хватало такой информации))
Итак. Немного вводных данных.
Впервые я участвовала в ярмарке в июле 2013 года. И за эти
2,5 года посетила 22 ярмарки (специально посчитала)) как участник и даже когда
не участвовала – обязательно ездила посмотреть, что и как, и поздороваться с
«коллегами», которых давно не видела. За это время даже в рамках нашего
небольшого города (я живу в Нижнем Новгороде) многое изменилось!
Я начинала с уличных праздников и ярмарок на День города.
Ездила на ярмарки и фестивали по городам нашей Нижегородской области, и даже за
пределы. Постепенно в моду вошли фестивали совершенно иного формата,
молодежные, организующиеся в непривычных локациях – территории заводов, парки,
антикафе и т.д. Кроме того сейчас регулярными стали ярмарки в крупных Торговых
центрах. Ничего это в Нижнем Новгороде в 2013 году не было совсем. А теперь
есть.
Немножко меня на первых ярмарках))
Летом на ярмарку можно ездить уже не просто каждый выходной, но успеть
попасть на два, а то и на 3 события! С одной стороны хорошо, больше
возможностей «показать себя» и «выйти в свет», с другой стороны такое тотальное
присутствие на любом мероприятии ярмарки хенд-майда обесценивает этот
хенд-мейд. Ни мылом, ни куклами, ни декупажем, ни скрап-альбомами уже никого не
удивишь. Все это видели уже 100 раз, пробовали и возможно даже дома это есть.
Итак, что нужно знать о ярмарке.
Ярмарка – это большой праздник. Или сопутствующая часть
большого праздника. Для всех, кто туда приходит, кроме вас. Вы приходите
работать. И работать не просто мастером и феечкой, но в том числе, или даже в
первую очередь продавцом и грузчиком)) Именно так. Любая ярмарка – это труд,
ранний подъем, много оборудования, день на ногах, и куча эмоций, общения,
знакомств и новых впечатлений в качестве бонуса))
Если вы хотите просто пообщаться, попробовать реализовать
излишки вашего хобби, которые уже ну совсем некуда складывать – не переживайте,
просто поезжайте и хорошо проведите время и не о чем больше не думайте и не
расстраивайтесь, если что-то не получилось или пошло не так.
Если вы задумываетесь о заработке и хотите зарабатывать на
ярмарках постоянно, то, скорее всего, нужно будет в корне пересмотреть подход к
вашему творчеству. Вопрос, с которым рано или поздно сталкивается любой мастер:
делать повторы, которые пользуются спросом, или искать и пробовать что-то
новое, которое еще неизвестно как будет воспринято. Мои знакомые мастера (не
скраперы), которые живут только хенд-майдом, пашут так, что мой 8-ми часовой
день в офисе – это так, детские шалости)) И единожды найденный удачный образ им
приходится повторять снова и снова. Вы готовы к такому? Вот я пока так и не
смогла этому научиться. Вот пример. Я не спрашивала, сколько котяток Юля
сделала за этот год, но думаю, что речь даже не о десятках.
Еще один момент. Если вы хотите именно зарабатывать, то
посещать ярмарки нужно, и нужно посещать все! Это позволит наработать вам свою
аудиторию, имя, вас будут узнавать. Дело это не быстрое, но потом окупится.
Многие приходят специально именно к тому мастеру, у которого что-то удачно
купили в прошлый раз. Даже, когда мастер приезжает редко, потому что из другой
области, но его ждут, и идут именно к нему. Даже если не купить, то
поздороваться, постоять рядом, пообщаться, попутно высока вероятность, что
все-таки с пустыми руками они не уйдут, или приведут с собой новых покупателей))
То есть важно не только продать, но и пообщаться, вызвать симпатию, вдохновить.
Следующий пункт, тесно связанный с заработком, ассортимент.
Увы, но 5 блокнотов в разных стилях на столе не смотрятся
совсем. Должен быть ассортимент и выбор. При чем, как по цене, так и по цвету
или каким-то другим характеристикам в рамках одного ценового диапазона
(клетка/линейка/пустые листы, цветные/не цветные). Какие-то недорогие маленькие презентики и
сувениры (магниты, подвески, елочные шарики по одному), возможно, сильно
выручку вам не сделают, но помогут окупить участие и проезд.
Еще в области, например, или на бесплатных ярмарках часто
спросом пользуются материалы. Ткань, какие-то декоративные элементы, заготовки,
дыроколы (!), которые вам уже не нужны и
надоели, возможно, кому-то будут в диковинку. Их также можно предложить и
другим мастерам: обменяться тканями, например, или продать. Опять же, это позволит
окупить участие и бензин, если ярмарка за городом. Так что смело берите.
Возвращаемся к ассортименту. Наверное, не раз слышали: «Эх,
такой же бы, но в клеточку». А если у вас все в клеточку, то непременно скажут:
«А я ищу с крафт листами»)) Делать 25 вариантов одного и того же со
всевозможными листами скучно, нудно и неинтересно. Хотя возможно, смотрим,
предыдущий пункт)) Определите для себя нишу. Например, выделаете блокноты
только в линеечку. Или только с кофейными листами. Или только на кольцах. Пусть
это вам удобнее в технологическом плане, менее затратно – вы же должны
оптимизировать свои издержки. Но обязательно найдите, почему это должно быть
интересно покупателю. Ему не интересно, что на кольцах быстрее, чем в
переплете. Зато его, возможно, заинтересует, возможность менять страницы
местами, добавлять разные листы, разной плотности, разного цвета, вклеивать
фотографии, организовывать внутри блокнот персонально под себя и свои
потребности. Да хоть поперек писать, если нет линеечек!
Еще вариант, который я пробовала в этом году – это делать
серии. На столе группами они смотрятся гораздо эффектнее. Я брала за основу
одну ткань, или похожую по рисунку, но в разном цвете. И делала разный формат
А5, А6, на кольцах и в переплете, с белыми листами или цветными, меняла немного
декор обложек, но обязательно делала так, чтобы было что-то объединяющее. Те,
что останутся по одному потом, можно будет выставить, в качестве «распродажи
прошлых коллекций», или сделать им новых компаньонов, если какая-то серия
окажется особенно удачной.
Последний вариант – объединиться с коллегой-скрапером или подругой. Все
друг другу, конечно, конкуренты, но жить дружно, гораздо веселее, удобнее и
приятнее.)) Стиль у вас все равно будет разный, так что напрямую вы вряд ли
будете конкурировать, но вдвоем вы охватите большую аудиторию и создадите тот
самый ассортимент. Потому что, когда ярмарки каждые выходные, а в будни вы
работаете или у вас маленький ребенок, то пополнить запасы или создать что-то
новое в достаточном количестве можно просто не успеть. А вдвоем вы уже
привезете, как минимум, не 5 блокнотов, а 10. Или если вы дружите и можете
договориться, доверяете качеству друг друга, то можно разработать единый стиль,
сделать опытный образец и делать выбранный формат уже не в одиночку, а вдвоем,
а выручку делить пополам. Дальнейших развитий этой идеи может быть масса! До
китайского подпольного минизаводика))) Пробуйте! Ищите!
Визитки и упаковка
Безусловно, это вещь важная. Но далеко не первая. И продаж
вам именно на ярмарке не прибавит. Скорее послужит для покупателей приятным
бонусом. Не стоит прямо сразу заказывать тонну полиграфии, красивую упаковку и
стильные визитки. Во-первых, наверняка у вас уже есть и визитки, и стиль
упаковки, вы же дарите свои работы друзьям, делаете что-то на заказ, возможно,
отправляли свои работы покупателям в другие города. Конечно, пакеты должны
быть, просто даже для удобства покупателя.
Сейчас в моде экологичность, и
некоторые организаторы даже настаивают на оформлении и упаковки в стиле эко.
Так что крафт-пакеты спасут мир)) Можно наделать самим или купить уже готовые.
На той же ярмарке мастеров, помимо всего прочего, продают упаковку, пакеты,
коробочки, все что угодно. Еще в помощь магазин типа Полимерснаба или оптовой
базы – где можно купить красивые пакетики с нейтральным рисунком, или
новогодние. Во-вторых, визитки можно распечатать на обычном принтере, тем
более, у многих дома есть и цветной и фото, мы же скраперы)) Просто взять не
офисную бумагу, а тот же крафт или купить в канцелярском магазине бумагу для
принтера, но более плотную 160-200 гр.
Я использую для визиток обрезки
скрап-бумаги. Но, честно, раздаю их редко. Когда вот только прямо человек очень
заинтересован, все выслушал, все посмотрел, ему очень понравилось, и если
спрашивает, где еще вас можно найти, тогда даю визитку, так всем подряд, нет.
Может и зря)) Но вот один раз только мне писали после ярмарки. Один!
Ценники
Must have!
Далеко не все мы такие хорошие продавцы, чтобы по одному только внешнему виду
определить, сколько человек готов потратить)) Поэтому не усложняйте задачу ни
себе, ни покупателям. Никто не мешает им поторговаться. Но изначально они уже
сразу видят, о какой сумме идет речь. Может так случиться, что вам нужно будет
отойти. В общем, ценники не будут лишними это точно. Вы все равно 100 раз
ответите на вопрос: «Сколько это стоит?» И возможно 60 раз в ответ услышите
«Почему так дорого?!». Поэтому дальше будем говорить о ценообразовании.
Наверное, это самый
главный и самый сложный вопрос. Здесь я не советчик. Вы сами знаете, как
оценить свою работу, и сколько она стоит. Или уж, как минимум, за сколько вам
будет не обидно с ней расстаться. Не нужно стесняться высоких цен на ценниках.
Оценивайте себя реально, свои затраты, свое время. Мы все знаем, почему это так
дорого, объясните это и покупателю. Будьте вежливы. Спокойны. Да, хоть о курсе
доллара с ним поговорите. В конце концов, все мы ходим в магазин, и там что-то
все недешево, в последнее время))
Поверьте, если людям дорого 400 руб., то они и за 150 не
купят. Просто, это не ваша аудитория, им не надо альбом, им надо мыло)) 100% !
Но придет тот, кто, не задумываясь, отдаст 1500. И 2000! Немного
посомневавшись, но вернется и купит.
Ну что, я думаю, что на сегодня пора закругляться. )) Надеюсь, я вас не слушком утомила. У нас остались на следующий раз такие вопросы, как целевая аудитория, оборудование для ярмарок, особенности работы в торговых центрах и на улице, и кое-что еще. Так что вас ждет еще один не менее длинный пост)) Ну, не умею я писать коротко, стараюсь, не получается! В общем, обязательно заглядывайте на огонек с чашечкой какао. До скорой встречи!
Лена, замечательно написано! Прямо вдохновила! Вот я вроде уже и крест на этих ярмарках поставила, а теперь прямо захотелось еще раз попробовать.
ОтветитьУдалитьСпасибо за такую похвалу! Обязательно нужно пробовать, хотя бы ради общения и вдохновения! Общения не только с себе подобными (мастерами), но и таким странным и неведомым зверем, как покупатель))
УдалитьЛена, спасибо за очень полезный пост, все очень доступно, понятно и по делу!! С нетерпением буду ждать продолжения :)
ОтветитьУдалитьспасибо большое! продолжение уже в блоге))
Удалитьой, леночка, наши мысли сходятся) сейчас по Интернету активно смотрю информацию об участии в ярмарках) читаю отзывы, советы - сама я один раз принимала участие, вот и заинтересовалась мнением мастеров, а как у них) и тут твой пост) прочитала с удовольствием) жду продолжения)
ОтветитьУдалитьспасибо большое! надеюсь, пост будет полезен. выложила продолжение
УдалитьНичего себе!! Спасибо)
ОтветитьУдалитьпожалуйста! надеюсь, окажется полезным)) заглядывайте еще!))
УдалитьЛена, спасибо, прочитала с большим интересом и взяла на заметку несколько пунктов!
ОтветитьУдалитьспасибо за интерес! иногда ведь бывает, что в окружении ты одна такая - мастер, и на некоторые темы поговорить хочется (понять, правильно ли ты мыслишь, в том ли направлении идешь), а просто не с кем. рада, если советы окажутся полезными!
УдалитьИнтересные мысли! Вот уже в очередной раз убеждаюсь, что в нашем городе владельцы торговых центров совсем про возможность проведения таких выставок-ярмарок не подумали, а жаль. И новых покупателей бы привлекли и дополнительный плюсик к карме заработали бы )). У нас в ТЦ узкие проходы между стеклянных стен бутиков, к ним со столами страшно близко приближаться (
ОтветитьУдалитьу нас тоже многие небольшие ТЦ выглядят так и не о каких ярмарка не думают. Ярмарки организуются только в крупных типа МЕГА-мол. И зачастую рукодельницы или объединения мастеров выходили на администрацию ТЦ сами, договаривались, уговаривали, упрашивали, чтобы разрешили.
Удалить